Одноактная пьеса

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Вера – искусствовед, куратор
Леша – нижний
Алла – коллега Веры
Макс – владелец галереи, где работает Вера

ВЕРХНИЙ ЭТАЖ

В галерее.

ВЕРА: И если до сих пор есть люди, кто не верят, что человек – это венец природы, наши выставки убедят их в обратном! Ведь мы стали произведениями искусства, которыми нельзя устать любоваться. Точнее, мы то, что из себя делаем. Можно сказать, мы избавляемся от лишнего. Чтобы придать красоты. А те, кто не согласен, кому недоступен вкус к красоте, пусть пребывают внизу. Пусть проживают свои жалкие жизни, живут по старым парадигмам и нормам, в которых человек принимает себя таким, каким его создала природа, - и ничего с этим не делают.

ГОСТЬ1 (шепотом): Уже слышали!

МАКС: Скажи ей, пусть завязывает с речами.

ВЕРА: Мы те, кто меняет мир, поэтому мы наверху!

АЛЛА (шепотом): Гости устали, переходи к главному экспонату.

ВЕРА: Я что-то заговорилась. А ведь показывать всегда лучше, поэтому…
Вера приводит Лешу.

ВЕРА: Посмотрите на этот орган! Это самый уродливый третий локоть, который я когда-либо видела. А я специалист по таким экспонатам. Правда, удаленным, но все же. Можете себе представить, этот человек не хочет от него избавляться. Потому что считает, что его орган прекрасен.

ГОСТЬ1: Какая мерзость! А ведь это могло быть так красиво.

ВЕРА: Да, это стало бы красиво, если бы он отрезал третий локоть. А он не хочет. Не хотите ведь?

ЛЕША: Не хочу.

ВЕРА: Потому что считаете, что органу место на вашем теле? Что в этом заключается красота?

ЛЕША: Так и есть. Ведь органом меня наградил Бог.

МАКС: Какая глупость!

Гости хихикают.

ВЕРА: Ну и зачем, скажите пожалуйста, зачем Бог сделал с вами такое? Ведь вы даже не можете поднять головы. Зачем он мучает вас? Вы только посмотрите, что он сделал с вашей жизнью. Вы ведь могли быть одним из нас. Вы могли также веселиться, распивать вино и получать все, что захотите.

ЛЕША: Я не знаю. Мы не в силах понять величие смыслов. Мы просто должны приклониться.
ГОСТЬ 2: Мы никому ничего не должны!

ВЕРА: Вы разве так не считаете? Разве вы не думаете, что мы несем ответственность за свою жизнь. И мы должны сделать так, чтобы она была прекрасной и радостной несмотря ни на что. Почему человек должен страдать? Зачем соглашаться на такое? В этом совершенно нет никакого смысла.

ЛЕША: Может и так. Но и вмешиваться мы не имеет права. Что, вообще, мы знаем о мире. Мы исследовали космос, но глубину океанов до сих пор не познали. Так есть ли нам смысл поднимать головы?

ГОСТЬ1: Так и не поднимай. Зачем же взглянул на верхний этаж, зачем пришел сюда?

ЛЕША: Я хотел рассказать вам свою идею. Показать, что есть другой путь. Другая красота.

ВЕРА: Говорить о красоте и не быть красотой – это странно.

ЛЕША: Это действительно странно. Но ведь вы для этого здесь и собрались.

МАКС: Нам с ним не договориться!

ГОСТИ: Спускайся к себе! Вниз! Вниз! Вниз!

ЛЕША: Вам страшно, поэтому вы так говорите. И мне было страшно, пока я не приклонил колени. Мне, как и вам, нужно было делить мир на черное и белое, на верхний и нижний этаж. Мы все ищем спасителей. Поэтому не умокаем. А нужно просто начать танцевать с локтем. А вы не танцевали. Не знаю, получится ли сейчас. Но, может быть, вам стоит взять банки? Там есть ваши локти? Я не знаю, сработает ли это, но стоит попробовать. Ведь когда вы начнете танцевать, вы поймете, что вы являетесь всем. Окунетесь в непостижимость космоса. Поэтому и стоит попробовать! Ведь что вам еще остается (спешно хватает одну из банок)?!

МАКС: Идиот!

ГОСТИ: Спускайся к себе! Вниз! Вниз! Вниз!

Леша сбегает из галереи.

Когда гости расходятся.

МАКС: Это кошмар! Людям перестали нравиться наши выставки. Хорошо, что хотя бы был этот нижний. Иначе бы сегодня мы точно провалились. Но даже так, мы уже не производим фурора. Мы потеряем все деньги!

АЛЛА: Что же нам делать? Третий локоть – уже обыденность. Как и операция. И неважно насколько она
опасна. Люди так быстро ко всему привыкают.

МАКС: Но искусство должно развиваться быстрее.

АЛЛА: Что же нам делать? Наша галерея не должна стать обыденностью.

ВЕРА: Может быть, тогда нам стоит добавить огоньку? Что если мы устроим перфоманс с отрезанием органа?

АЛЛА: Фу!

МАКС: С отрезанием органа. Мне нравится!

ВЕРА: Ведь искусство – должно жить в моменте. Красота есть здесь и сейчас. А наши экспонаты уже вторичны. Это вчерашний день.

Вера опрокидывает одну из банок с органами. Макс следует ее примеру.

АЛЛА: Наша галерея не должна стать обыденностью. Но…

ВЕРА: Искусство - это про здесь и сейчас. Искусство - это про человека. А человек - это про силу. Человек – венец природы. И он решает, как ему поступать со своим телом. Мы сами решаем, что такое красота. И это отличает нас от животных. Мы избранные!

МАКС: Мы избранные!

АЛЛА: Но ведь на таком перфомансе модель скорей всего умрет.

ВЕРА: Мы все умрем однажды. Но человек будет жить, если живо его творение, его акт.

МАКС: Я хочу такой акт!

АЛЛА: Это уже слишком!

ВЕРА: Слишком? А не слишком ли жить с третьим локтем, который мешает смотреть на небо? Не слишком ли из-за него жить на нижнем этаже? Кто решил, что мы должны с этим смиряться? За что нам все это?! Мы должны показать миру, что для человека нет ничего невозможного. Потому что человек – венец природы.

МАКС: На таком перфомансе мы еще и заработаем.

ВЕРА: И немало! Это не слишком? Не слишком ли хорошо иметь возможность позволить себе все?

НИЖНИЙ ЭТАЖ

Толпа. В центре стоит Леша, его третий локоть украшен перьями и бусами.

ЛЕША: Люди с верхнего этажа возомнили себя жителями поднебесной. Они решили: раз могут избавляться от органа, то они лучше остальных. Они хоть и говорят, что у человека есть выбор. Но тем, кто хочет жить с третьим локтем, выбора не оставляют.

ИЗ ТОЛПЫ: Они тебя били?

ЛЕША: Они делают хуже. Они убивают веру.

ИЗ ТОЛПЫ: Но что мы можем сделать? Как мы можем им отомстить?

ЛЕША: Нам не нужно мстить. Потому что у нас есть то, чего нет у них. А нас внутри есть свет.

Начинают танцевать.

Появляется Вера. И танец прекращается.

ИЗ ТОЛПЫ: Верхняя!

ВЕРА: Собственной персоной! Надеюсь, это танец в честь моего прихода.

ЛЕША: Это танец любви и красоты.

ВЕРА: Смешно!

ИЗ ТОЛПЫ: Иди наверх! Наверх! Наверх!

ЛЕША: Стойте! Пусть она станцует. Вам нужно потанцевать. Слышите? Ведь когда вы начнете танцевать, вы поймете, что вы являетесь всем. Что ваше тело – это вы. Что ваш орган - это вы. Вы почувствуете единение. С природой, с Богом, с другими людьми. И так вы станете собой. Вы станете всем. Никогда вы не будете так близки к космосу, как в момент танца. Когда признаете свой орган, и танец поможет вам его признать. Танцуйте!

ВЕРА: Нет!

ЛЕША: Вы не будете танцевать? Тогда зачем вы пришли?

ВЕРА: Ради перфоманса.

ЛЕША: Я не понимаю.

ВЕРА: Есть идея: отрезать орган у всех на глазах. Совершить акт творения, акт человеческой мощи. У всех на глазах. Ведь человек - это венец природы. И перфоманс покажет это. Что единение не нужно. Что человек выше всего прочего. И только так мы можем стать всем.

ИЗ ТОЛПЫ: Демон!

ЛЕША: А как же любовь?

ВЕРА: При чем здесь любовь?

ЛЕША: Разве любить свое тело таким, какое оно есть - не высшее проявление любви? Тогда что же такое любовь?

ВЕРА: Я ничего не знаю о любви. Я знаю лишь то, что человек - не про чувства. Человек - это произведение искусства. Произведение искусства не может любить. У него нет сердца. Им можно только вдохновляться.

ЛЕША: А я произведение искусства?

ВЕРА: Нет! Ты испорченный холст. Требующий восстановления.

ЛЕША: Пусть и так. Зато у меня есть любовью А тебя мне жаль. Но я согласен пойти наверх.

ИЗ ТОЛПЫ: Согласен?

ВЕРА: Конечно, согласен!

ВЕРХНИЙ ЭТАЖ


В квартире Веры. Она любовно облокотилась на сейф.

ВЕРА: Разве в локте есть красота? Как можно принять такое? Еще и танец придумали…

ЛЕША: Страшно только поначалу. Но когда ты смиряешься и приклоняешь колени, мир меняется. Ты ощущаешь красоту, ты становишься красотой!

ВЕРА: Нет, нельзя быть красивым с локтем.

ЛЕША: Красота в сердце. Хотя я знаю, что вы скажете. Что человек – это произведение искусства. А у искусства нет сердца. Наверное, поэтому мне никогда не нравилось искусство. Потому что красоту нельзя остановить. Нельзя запечатлеть и уж тем более запечатать в банку.

ВЕРА: Так оно и было - в прошлом, когда произведение было статичным. Да, искусство в банке – уже не отражает реальность. Искусство - это про здесь и сейчас. Поэтому я придумала перфоманс. Где мы совершим акт творения, акт человеческой мощи. У всех на глазах. И ты все поймешь. Уже совсем скоро ты поймешь. Я так рада за тебя, что ты станешь моделью. Превратишься, наконец, в произведение искусства.

ЛЕША: Я понимаю, что вы хотите сказать, что я стану таким, как вы. Вы ведь и себя считаете произведением искусства. Только одно не сходится: как можете вы считать себя - человека, который никогда не обрезал локоть и меня, человека который локоть обрежет, одним и тем же. Ведь вы ничего не сделали, чтобы получить такое звание. А я сделал. Я сделал выбор, я совершил акт творения. Как может это быть одним и тем же?

ВЕРА: Потому что сразу красота дается не всем. Некоторым для красоты приходится потрудиться.

ЛЕША: Я думаю, что вы ничего не знаете о красоте. Но и не хочу заявлять, что я о ней что-то знаю. Человек рассуждающий о красоте уже некрасив. Поэтому я некрасив. А не потому, что у меня есть локоть. Дерево не рассуждает, что оно красиво, но ведь вы не будете спорить, что в нем есть красота.

ВЕРА: Вы плохо меня знаете. Потому что я не считаю дерево красивым. Красота только в глазах смотрящего.

ЛЕША: Вот именно!

ВЕРА: Вот именно.

ЛЕША: Как же это печально, что нам не договориться.

ВЕРА: Когда у людей стал отрастать третий локоть, все изменилось. Но только для одних это стало печальным событием, я для меня это был самый счастливый день. Ведь именно тогда я в полной мере осознала, что человек — это венец природы. Вот ты говоришь приклонить колени. А я этого не могу. Никогда не могла. И не буду этого делать. Потому что мир жесток. Мир страшен. Из-за него у нас вырастают третьи локти, из-за которых мы не можем даже смотреть на небо.

ЛЕША: Разве вы любите смотреть на небо?

ВЕРА: Да какая разница люблю я или нет. Я говорю о том, что я имею право на такую возможность.

ЛЕША: Потому что она была у вас от рождения? Но разве уже не счастье, что Бог однажды позволил вам увидеть небо? Разве нет волшебства в том, что хотя бы одну секунду мы им наслаждались? И пусть теперь ты не запрокинешь головы или пусть даже это стало сложнее, но разве от трудностей ты не ценишь мгновение еще сильнее. И даже если однажды небо рухнет, разве ты забудешь его? Никто не заберет твою память. А даже если и заберет, еще останутся фантазии. Еще будут сны. Будет много всего. И я уверен, что и новое появится. Не знаю какое новое, но оно точно появится. Поэтому я не знаю, для чего вы так держитесь за свои старые тела. Зачем нужно все контролировать? Зачем нести ответственность за каждое колыхание воздуха? Почему не хотите принять реальность? Приклонить колени.

ВЕРА: И что же ты мне предлагаешь?! Отказаться от контроля. Отпустить происходящее. Просто позволить ему быть таким, какое оно есть?

ЛЕША: Просто позволить ему быть таким, какое оно есть.

ВЕРА: Нет, я не верю в хаос. Хаос – это то, у чего нет сознания. А раз человек наделен силой, то он должен ее использовать.

ЛЕША: Но разве однажды вы не станете хаосом?

ВЕРА: Когда я стану хаосом, я уже не буду человеком. Я не буду венцом природы.

ЛЕША: Это звучит страшно.

ВЕРА: Это звучит воодушевляюще.

ЛЕША: Но разве искусство – это не про вдохновение? Как можно его контролировать?

ВЕРА: Ты что из девятнадцатого века?! Еще про музу вспомни. Мы уже достигли таких высот, когда не нужно верить в такие глупости, как вдохновение. Когда нам не нужно верить. Искусство давно уже стало маркетингом, изучением потребностей зрителей. А зритель хочет власти и контроля, и мы даем их в полной мере.

ЛЕША: Когда я танцую с третьим локтем, то чувствую вдохновение. Чувствую Бога. Я становлюсь единым с этим миром, я бы даже не назвал это красотой, потому что это человеческие понятия. Как власть и контроль. Все иллюзорно. Так сложно объяснить, с этим нужно хоть однажды столкнуться.

ВЕРА: Поэтому ты внизу.

ЛЕША: Не поэтому.


Когда Вера засыпает, Леша подходит к сейфу.

ЛЕША: Пароль? День, когда все изменилось и человек стал венцом природы?


Леша грабит ее. Вера просыпается в квартире одна.

ВЕРА: Низший, ты где? Надеюсь, не слопал все мои круассаны. Не может быть! Только не это! Мои деньги на операцию! Нет! Ничтожество! Что же делать? Так…
Звонок в дверь.

АЛЛА: Мы не должны устраивать перфоманс!

ВЕРА: Это что еще такое?! Вы что все рехнулись?! Все решено. Перфомансу быть!

АЛЛА: Мы зашли слишком далеко.

ВЕРА: Опять ты за свое «слишком»? Давай не сейчас, я очень занята.

АЛЛА: Скажи, неужели ты не чувствуешь вины? Неужели никто из верхних не чувствует вины за то, что мы сделали? Почему мы не позволяем нижним быть такими, какие они есть.

ВЕРА: Но ты ведь и сама не захотела стать нижней.

АЛЛА: Я не знаю, чего хочу, и никогда не знала. Я всегда просто шла туда, где проще. Где мне самой ничего не нужно будет решать. Мне всегда хотелось лишь спрятаться. Хотелось, чтобы меня защитили и спасли.

ВЕРА: Ты спасена. Твоя жизнь намного лучше, чем у нижних. Радуйся этому.

АЛЛА: Почему-то я не могу. Почему человек никогда не может принять то, что у него есть? Иронично. Ведь я не смогла принять и свой третий локоть.

ВЕРА: Но тебе хотя бы не нужно принимать решение. Не нужно выбирать сторону, ты уже на правильной стороне.

АЛЛА: Теперь мне так не кажется. Возможно в мире есть не только две стороны или два этажа. Просто человеку проще, когда есть черное и белое. Когда есть красивое и уродливое. А вдруг есть что-то еще?

ВЕРА: Что-то еще? Никакое? Это твоя сторона?

АЛЛА: Похоже на то.

ВЕРА: Как же уродливо и печально. Что ты так и не увидела главного, не поняла, что человек — это венец природы. И он может избавляться от лишнего. Чтобы придать красоты. А те, кто с этим не согласен, кому недоступен вкус к красоте, пусть пребывают внизу! Но как я и сказала, мне сегодня не до тебя, я очень занята.

АЛЛА: Я не позволю. Не допущу перфоманса!

ВЕРА: Ты не позволишь?! Вы посмотрите какая цаца. И что ты сделаешь?


Алла достает пистолет.

ВЕРА: Где ты его достала?! Убери. Убери, я говорю! Ты что, выстрелишь? Ради чего? Я всего лишь исполнитель! Макс и без меня перфоманс организует.

АЛЛА: Ты не исполнитель. Ты хуже всех! Он бы никогда не догадался о перфомансе без тебя! У тебя дар убеждать людей в своих идеях.

ВЕРА: Спасибо, конечно, но я не думаю, что человека можно в чем-то убедить, если он не готов к этому. Ладно, ладно, я тебя поняла. Хочешь, я прямо сейчас ему позвоню? Позвоню и скажу, что это была глупая идея, давайте все отменим (набирает номер). У меня в квартире Алла с пистолетом. Да, Алла с пистолетом, она просит отменить перфоманс. И я с ней согласна. Можешь приехать ко мне, чтобы мы вместе все обсудили. Я живу на Атосарке 27.

АЛЛА: Он приедет?

ВЕРА: Надеюсь. Так что с тобой?

АЛЛА: Я не знаю. С того момента как начал отрастать орган, мир так резко менялся, что я не успевала за ним. Как и многие другие. Ты просто выбираешь путь наименьшего сопротивления. Надеешься, что твоя реальность будет раскачиваться не так сильно. Да, ты боишься. Я не хотела на нижний этаж. И раз нужно было отрезать орган, я отрезала. Я не хотела ничего выбирать. Но эти нижние… Из-за того, что они так отчаянно кинулись в новую реальность, что смогли сделать выбор и пойти против всех, меня озадачили мои решения. Поселилось сомнение в том, что, возможно, я слишком рано сдалась. Прости меня, за пистолет. Просто… У тебя же еще не вырос орган. Я хочу, чтобы ты не спешила его отрезать, хотя бы немного подумала над этим. Да, глупо было это решать таким вот образом, но я-то знаю, какая ты упертая.


Раздается звонок в дверь. Вера ее открывает. Появляется полиция, они забирают Аллу. Вера на прощание машет Алле.

ВЕРА: Упертая - не то слово.

АЛЛА: Вы не ту забираете! Она устроит незаконную операцию. Послушайте, послушайте меня…

НИЖНИЙ ЭТАЖ

ВЕРА: Эй, нижний! Я ищу Лешу, знаешь его?

НИЖНИЙ БЕЗ ИМЕНИ: Верхняя!

ВЕРА: Да, да, собственной персоной. Ты слышал, что я сказала?


Нижний свистит. Веру окружает толпа.

ВЕРА: Эй, что вы задумали?!

ТОЛПА: Где твой локоть?

ВЕРА: Еще не вырос.


Толпа надвигается на нее, кто-то замахивается.

ТОЛПА: Нет, ты обрезала!

ВЕРА: Клянусь вам, я не обрезала. Вот посмотрите, шрама нет. Ну что вы, как бы я обрезала. Зачем мне это?! Я же не считаю себя венцом природы. Я просто ищу Лешу. Он… он говорил мне про танец.

ТОЛПА: Танец?

ВЕРА: Да, он сказал, что мне нужно научиться танцу с локтем. Потому что... Потому что танец — это единение. Когда ты танцуешь, ты становишься собой, становишься всем. Миром, другими людьми, светом.

ТОЛПА: Природой и Богом?

ВЕРА: Да, да, и в этом нет красоты.

ТОЛПА: Нет красоты?

ВЕРА: Потому что красота – это человеческое понятие. Оно иллюзорно. А в момент единения ты становишься всем, а там нет рамок и обозначений. Там, кажется, есть только любовь и сердце. Ну вы поняли.

ТОЛПА: Мы поняли! Мы научим тебя танцевать.


Люди из толпы берут ее за руки, Вера кривится, но танцует со всеми.

ВЕРХНИЙ ЭТАЖ


Галерея.

ВЕРА (часто вытирает руки антисептиком): Вот же тупицы, чуть не угробили. Надо же было в такое ввязаться.

МАКС: Наконец-то ты пришла. У меня новости. Аллу посадили за революционные мысли, поэтому я взял нового куратора. Та-там.


Выходит Леша.

ВЕРА: Это же… Где мои деньги?!

ЛЕША: Рад познакомиться с тобой. Уже наслышан о твоей креативности. Какой чудесный перфоманс ты придумала.

ВЕРА: Это нижний!

МАКС: Ты о чем?! Перестань, как ты встречаешь новых коллег. Простите ее.

ВЕРА: Он тот самый… с уродливым локтем. Он мои деньги украл!

ЛЕША: Не понимаю. У меня нет никакого локтя. И никаких денег. Ты странная.

ВЕРА: Вот посмотрите!

Скидывает с Леши шарф и видит, что у него нет третьего локтя.

МАКС: Ты что не выспалась сегодня?! Немедленно прекрати. Не хватало еще всех работников растерять перед важным мероприятием. Ты нашла модель для перфоманса?

ВЕРА: Нашла, но он…

Она кривится от боли.

ВЕРА: Мне действительно что-то нехорошо, можно я отлучусь.

Убегает в туалет и обнаруживает что у нее начинает расти локоть

ВЕРА (шепотом): Только не это.

Выходит в зал с поднятым воротничком блузки.

ЛЕША: Что-то не так? Плохо выглядишь.

ВЕРА: Мне нужно домой. Кажется, я приболела.

ЛЕША: Но как же так, ведь сегодня перфоманс.

ВЕРА: Мне как раз нужно за моделью.

ЛЕША: За какой моделью, ведь моделью должен был стать я. Но у меня неожиданно появились деньги.

ВЕРА: Мои деньги!

ЛЕША: Твои деньги.

ВЕРА: Но почему вы обрезали свой орган?

ЛЕША: Потому что я забыл, что такое танец с локтем. Ведь чтобы танцевать, нельзя рассуждать о красоте. Мне кажется, человек рассуждающий о красоте уже некрасив. Поэтому я некрасив. А не потому что у меня нет третьего локтя. Солнце не рассуждает, что оно красиво, но ведь ты не будешь спорить, что оно красиво.

ВЕРА: Похоже, вы хорошо меня знаете. И как вам без локтя?

ЛЕША: Теперь я тебя понял. Это очень странно. У меня как будто действительно сейчас нет сердца. Так, значит, ощущает себя произведение искусства. Грустно быть произведением. Тем, кем все восхищаются, но самому ничего не чувствовать. С другой стороны, разве есть те, кто не захотел бы избавиться от чувств?

ВЕРА: Нижние. Им бы это не понравилось. Они выбирают локоть и танцуют с ним. Они ищут единения с другими людьми, с природой и с Богом.

ЛЕША: Ты впервые сказала это слово.

ВЕРА: И правда. Наверное, потому что вы его не произносите. Мне даже как-то страшно.

ЛЕША: Тебе страшно? У тебя же есть сила. Разве человек - это не про силу? Разве не он решает, что ему делать с миром, с собой, со своим телом?

ВЕРА: Макс, ты его слышишь?!


Подходит Макс.

МАКС: Слышишь: что? Ты про модель? Так что с моделью?

ВЕРА: Я как раз иду за моделью.

ЛЕША: Мне кажется она врет. Нет у нее никакой модели.

МАКС: Нет никакой модели?! Как же так. Что мы сегодня покажем. Ты хочешь меня разорить?

ВЕРА: Но ведь он меня разорил! Мне нужно идти.

ЛЕША: Куда ты торопишься? И почему не поднимаешь головы?

МАКС: Ты и правда не поднимаешь головы.

ЛЕША: Быть может, модель - это ты.

МАКС: Не понимаю. Как она может быть моделью? Если только…

Макс подбегает в Вере и обнажает ее локоть.

МАКС: Это надо же какая радость! Какая самоотверженность. Наших зрителей это впечатлит. Молодец,
Вера. Не зря ты мой самый лучший работник. Ты сама станешь актом. Даже если умрешь. Станешь произведением посмертно, я горжусь тобой.

ВЕРА: Я не хочу умирать.

МАКС: Не хочешь быть красивой? Я не понимаю.

ЛЕША: И я не понимаю. Разве человек – это не венец природы? Ради человек не обладает сознанием? Разве он не должен решать, что ему делать со своим телом?

ВЕРА: Он решает. И поэтому…

ЛЕША: Или ты любишь свое тело таким?

МАКС: Вера, ты что любишь свое тело таким?

ВЕРА: Любовь… Нет, человек - это не про чувства. Человек – произведение искусства.

ЛЕША: Тогда перфоманс?

МАКС: Перфоманс.

ВЕРА: За что мне все это? Зачем мне такие страдания? Кто это с нами делает?

ЛЕША: Никто. Никто не виноват. Все происходит так, как должно происходить. Невозможно это контролировать. Помнишь, что я говорил тебе раньше?

ВЕРА: Много чего говорили! Но с чего вы вдруг взяли, что я хочу слушать? Что мне требуется чье-либо мнение. Я сама все знаю.

ЛЕША: И что же ты знаешь? Ты даже не знала, когда твоя жизнь изменится. Когда отрастет третий локоть. И ты не знаешь, что будешь делать через минуту.

ВЕРА: Через минуту я уйду домой. Нет, через минуту я снова буду произведением искусства.

МАКС: Тогда перфоманс?

ВЕРА: Минуту!

ВЕРХНИЙ ЭТАЖ


Галерея. Собрались гости.

По всему городу раздается голос.

ГОЛОС: Через десять минут нас ожидает излучение. Особой опасности подвержены те, у кого есть третий локоть. Повторяем, через десять минут нас ожидает излучение. Особой опасности подвержены те, у кого есть третий локоть. Повторяем.

МАКС: Сегодня тот самый день, когда мы убедимся, что человек является произведением искусства. И если до сих пор есть те, кто не верят в это, наш перфоманс убедит их в обратном.

ВЕРА: Ведь человек – это венец природы? Ведь человек обладает даром? Он сам может решать, что ему делать со своим телом? И если у человека вырастает третий локоть, то он имеет полное право его обрезать? Ведь только так можно почувствовать единение? Не понимаю, как я почувствую единение, если я избавлюсь от части себя?

МАКС: А человек и не должен чувствовать единение! Ведь он выше всего прочего. Поэтому мы занимаем верхний этаж. Мы занимаем верхний этаж согласно тому, как занимаем верхнее положение в эволюционной цепочке. Человек выше всего прочего. И мы докажем это. Ведь сегодня наша модель так близко подошла к грани между жизнью и смертью.

ЛЕША: Как мы всегда и говорили, третий локоть – это уродство, это смерть. И теперь только от нас зависит не только красота этой девушки, но и ее жизнь. Ее третий локоть –самый уродливый орган, который я когда-либо видел. Ведь он предвестник смерти.


Вера ложится на стол.
По всему городу раздается голос.

ГОЛОС: Через минуту нас ожидает излучение. Особой опасности подвержены те, у кого есть третий локоть. Повторяем, через минуту нас ожидает излучение.


В галерею вбегают нижние.

НИЖНИЕ: Здесь отрезают локоть? Отрежьте нам локоть!

МАКС: Как вы смеете врываться к нам?! Это уже слишком!

НИЖНИЕ: А не слишком ли жить с третьим локтем, который мешает смотреть на небо? Не слишком ли из-за него жить на нижнем этаже? Кто решил, что мы должны с этим смиряться? За что нам все это?!
Одни нижние начинают снимать со своих третьих локтей украшения (перья и бусы), другие - стаскивают Веру со стола.

НИЖНИЕ: Отрежьте нам локоть!

ВЕРА: А как же единение с миром, с природой, с Богом?

НИЖНИЕ: Человек сам решает, что ему делать со своим телом.


Кто-то из нижних начинает самостоятельно отрезать локоть.
Раздается громкий звук и вспышка света, верхние падают тез чувств.

НИЖНИЕ: Локоть нас спас? Как же так…

ВЕРА: Быть может, это потому что мы приклонили колени? Научились принимать. Нужно набраться смелости и позволить себе отпускать. Нужно перестать все контролировать. Не всегда нужно нести ответственность.

ОДИН ИЗ НИЖНИХ: Что с вами? Вам плохо?

ВЕРА: Мне неплохо. Мне совсем неплохо. Хотя должно было быть наоборот. Потому что сейчас я слышу сердце. Значит, я не произведение искусства. Это хорошо или плохо? Но я не понимаю, что такое плохо. Неужели в мире есть не только две стороны или два этажа? Просто человеку проще, когда есть черное и белое. Когда есть красивое и уродливое. А вдруг есть что-то еще (она трогает свой локоть). Никакое. Венец природы.


На фоне нижние танцуют танец с локтем.




Наталья Полесная
Третий локоть

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website