Синяя общая тетрадь в клеточку. 96 листов. В ней кто-то живет. В ней изучают психологию творчества.
Урок 1. 30.05.2023
Преподаватель: Я решил придумать курс о творчестве, о том, как его воспроизводить. Когда мы занимаемся творчеством, у нас всегда столько вопросов к себе.
***
научите меня писать. я три года на журфаке. и я не умею писать. вообще кто-нибудь на журфаке умеет писать? единицы. я говорю себе, что я никогда не стану журналистом. я не журналист. потому что я никогда не достигну того идеала профессии, который нам внушили. да я вообще профнепригодна. «анжела, у вас такой потенциал, а вы уже три года как ни разучитесь смягчать шипящие». смягчаю видите ли я шипящие. отвечаю: я просто ленивая. а мне: либо вы ленивая, либо вы в профессии. и каждый день трудитесь. да нет у меня дисциплины не хватает. потенциал есть а вот дисциплины нет. поэтому я и смягчаю шипящие и поэтому я не журналист.
ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ. ЛИБО ВЫ ЛЕНИВАЯ. ЛИБО ВЫ В ПРОФЕССИИ.
***
я в профессии
Бахрах Эстанислао «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно», стр. 17: «Кем бы вы ни были, ваш мозг может измениться. Все зависит только от вас. Не важно, какого мнения о своих творческих способностях вы сами или окружающие: способности можно развить».
Правило 1: отказывайтесь от стереотипов. начните мыслить по-другому. для этого освободите «львиную долю внимания». откажитесь от понятий.
Упражнение 1. На создание связей между разными темами. Напишите наугад четыре слова, придумайте критерий, по которому одно из них будет лишним.
мышь, резинка, ромашка, окно
1) окно лишнее, ср.р. остальные ж.р.
2) мышку, резинку, ромашку (если имеется в виду конфета) можно найти в чьем-нибудь рюкзаке, окно нет. окно снова лишнее
3) резинка (если для волос) круглая, окно тоже может быть круглым, ромашка круглая, мышь нет
***
отстраниться, забыть о формах, о предметах, отказаться от понятий, расслабиться, создать что-то новое. да блин. как будто это так просто. как это сделать???
Урок 2. 6.06.2023
Преподаватель: Творчество – это базовый принцип жизни, первооснова всех возможных и потенциальных форм, явлений и феноменов.
***
господи, я переписываю этот стендап уже третий раз. то слишком далеко. то слишком близко. то что-то еще. они говорили, что это творческая профессия…
Преподаватель: Большой взрыв, плюс и минус столкнулись, получилась какая-то неоожиданная третья форма. Это постоянная тяга что-то делать. Творческий конфликт.
***
привет. я что-то совсем расклеилась. и физически, и морально не очень себя чувствую. вообще обычно со мной такого не бывает, поэтому не понимаю, как прийти в себя. но надеюсь смогу в ближайшее время. обещаю так или иначе все доделать.
Преподаватель: Все время что-то возникает на стыке того, что есть и чего нет, на стыке того, что чувствую и того, что вижу. Я сложный механизм.
***
сложный механизм. поспать бы сложному механизму.
Преподаватель: И вот какой-то объект из внешнего мира вызывает во мне конфликт. Рождается вдохновение. Какой-то диалог с объектом.
***
я вставала в 4 утра, чтобы поймать этот дурацкий, но прекрасный свет рассветный. я так устала.
Преподаватель: Какая-то реакция. Творчество не принадлежит человеку, но реализуется через него.
***
уходить или не уходить, поля, я не справляюсь поля.
Преподаватель: А что для вас творчество?
– энергия самовыражения!
– создание нового!
– способ говорения!
– создание чего-то, чего еще в мире не было и чего не может создать машина!
– самовыражение!
– проживание впечатлений!
– возможность облечь чувства и мысли в результат!
– образ жизни! процесс, объединяющий внутреннюю работу и ее выражение во вне!
Домашнее задание: дать определение понятию «творчество»
***
когда творчество – это твоя работа. это просто твоя работа.
Урок 3. 13.06.2023
– А как постоянно что-то придумывать?
– Привычка.
– Устаешь, наверное.
– Наверное, устаешь…
***
самое большое заблуждение в моей жизни: все будет рождаться самой собой. фотографии, тексты – они будут появляться легко, быстро и без усилий. ведь я же творческая))) но вот одно эмоциональное выгорание, второе, третье – и ничего не фотографируется, и не пишется. а надо продолжать. надо отправить этому на согласование, этому на редактуру, это закончить, это продолжить. в голове так и крутится: третье, пятое, десятое.
Яна Франк. «Муза, где твои крылья?», стр. 21: «…почему для многих творчество никак не ассоциируется с работой? Скорее с неуправляемыми процессами и состояними или с удовольствием и развлечениями»
– Я устала.
– Что ты делала? Мешки тягала?
***
я всего лишь 12 часов сидела мои пальцы у меня как будто кости опухли от печатания
– Даем сюжетом, в общем и целом он сложился. Но я не поняла - где стендап? Он же был! Нет интершума на архивных кадрах, очень длинный СНХ мужчины в начале, я просила его порезать, он несоразмерен темпо-ритму сюжета. И главное - начитка не информационная!!! Это новостной сюжет, а не научпоп.
***
ну и как этот механизм дурацкий под названием «творчество» воспроизводить? я что помню чтоли, как получилось в прошлый раз.
Упражнение 2. Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.
пиво, селедка, море, лист бумаги, кружка киви
1 группа: пиво, селедка, море
очевидно, это рецепт идеального отдыха
2 группа: лист бумаги, кружка, киви
то, что я люблю, скупала бы в бесконечных количествах, но не могу…
***
вот есть ли у меня настроение писать эту пьесу сейчас? вдохновение? нет. но я пишу, потому что хочу, потому что надо, потому что важно.
Урок 4. 20.06.2023
***
не получается
стр. 22: «Чем точнее формулировка творческой задачи, тем легче найдется решение. Представим: творческая задача – это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл».
– Контекст несколько похож на то, что ты хотела сказать про Волгу
и экологическое бедствие на Волге. Кстати, ты все еще думаешь, что оно есть?
– Ну вот честно сказать, я вообще ничего не поняла. Ну просто проект «Я рядом». Ты пишешь, что хочешь показать, что происходит, когда прикоснуться для другого не представляется возможности. Картинки… я, правда, не понимаю. Почему улица? Что за чел там сидит? А, это девочка с хвостиком. Деревня какая-то. В конце мне вообще показалось, что это Семеновка. Но это не Семеновка. Тут написано Новосибирская область. Типо че…Мне стало интересно, но я ничего не поняла.
***
ЧТО Я ХОТЕЛА СКАЗАТЬ
ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ
ДА НЕ ЗНАЮ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ
МОЖНО ПРОСТО СДЕЛАТЬ
И НЕ СКАЗАТЬ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ
стр. 15: «Идеи могут возникать в любой момент, но чаще всего, когда вы расслаблены».
– Анжела, ужас ужасный.
– У тебя в сюжете два слова обо всем. Я читаю анонс и он гораздо интереснее.
– Надо вам посидеть, еще раз подумать и переделать.
– Но все равно не фронтально. Почему так все сутулятся?
***
это не слезы, это вода
– Ну ты же сама это выбрала!
Карточка №1
я хочу стать:............................................................
........................................................
моя ежедневная работа будет состоять из:..................................
...............................
Урок 5. 27.06.23
***
вообще… мне кажется это не похоже на пьесу. что я пишу вообще? о чем? кто здесь герой? я чтоли…
Упражнение 3. Техника шести слов. Сформулируйте творческую задачу фразой из 6 слов. Чем четче, тем лучше! Проснется воображение.
***
о чем эта пьеса. путь творчества у всех свой. почему вообще есть потребность писать творить выговариваться. зачем. для себя. все для себя. от себя. про себя
научи меня писать. путь творчества.рефлексия. как это все рождается. инструкция. хаос. радиоприемник. вести свою тетрадь. дисциплина. работа.
«Гибкий ум», стр. 21: «Творчество не ограничивается мыслями в голове, оно проявляется через взаимодействие идей с социокультурным контекстом. Это скорее социальный феномен, чем личный».
– Это будет подкаст о русских эмигрантах первой волны. О том, что любая
эмиграция – это травма и….
– И что все три выпуска будете говорить о том, что эмиграция – это травма?
– ээээ….
***
тебя все (или многие) должны понимать.
мотивация из травмы – у меня
твоя аудитория та, у которой такая же мотивация.
Мыслить творчески = мыслить продуктивно.
стр. 20: «Если вы все время заняты, вряд ли вас посетят идеи, способные изменить или улучшить товар, песню или образ жизни».
***
18 июля
невролог в девять потом много для проекта про волгу делать текст скилбокс и много для зина про пожары
– Поэтому вывод: живи проще. Меньше думай. И будешь счастливее. Ты слишком много думаешь.
– От того у тебя столько загонов. Мыслей. Истязаний каких-то. Упреков по отношению к себе. Критики.
***
все, ухожу.
– Ну ты не терпеливая какая-то!
– Это похоже на слабость при первой неудачи.
– Анжела, а ты разделяешь эту позицию, что если человек не готов выкладывать силы и душу в Дело Всей Жизни, то и не стоит пытаться?
***
я жук-ухожук.
Яна Франк. «Муза, где твои крылья? Книга о том, как отстоять свое желание сделать творчество профессией и научиться жить на вдохновении, не оборвав музе крылья». стр. 19: «Постарайтесь каждый день делать хоть что-то хорошее. Вспоминайте, что доставляло вам удовольствие. Постарайтесь захотеть чего-нибудь!»
***
– Давай на другую кафедру, буду писать за тебя тексты.
– Нет, Поля, ну какие тексты ты будешь за меня писать, свое бы все написать.
Упражнение 3. Запишите имена, подберите на заглавные буквы ассоциации. Разбейте ас. на пары, выдумайте что-то новое.
поля – пирожок
кристина – клумба
соня – снеговик
олеся – облако
облако + клумба = облако в виде цветов
пирожок + снеговик = пирожок со снегом или пирожок в форме снеговика
стр. 16: «Письменная формулировка творческой задачи может сама по себе вызвать генерацию идей в вашем мозге. Нужно писать».
***
вообще, если честно меня сильно, что как будто в творческой профессии обязательно нужен талант, и есть ли у тебя этот талант, определяет кто-то другой, а не ты сам. вот говорят кому-то: тебе надо фотографировать, тебе надо продолжать. я думаю каждый раз, когда слышу что-то подобное: ну просто офигеть. потому что мне никогда такого не говорили. это что значит, что мне не надо продолжать. и мне нужно перестать, выкинуть свой фотоаппарат, что мне надо сделать. по мне так талант – это выбор, это каждодневный выбор, потому что нет таланта, есть только труд. я по каким-то причинам выбрала этим заниматься, и я буду этим заниматься, и никто не может решить за меня надо мне продолжать или не надо. это мне надо а не вам.
«Муза, где твои крылья?», стр. 21: «А что делать, если выясняется, что человек грезит творческой профессией?»
***
но все же как же я устала править переделывать передумывать
все же я хотела бы быть просто талантливой
– А журналист - это кто?
– А чем ты занимаешься?
– А зачем это?
***
мне кажется, мои родители уже сто раз пожалели, что воспитали меня творческой
«Муза, где твои крылья?», стр. 56: «Многих вырастили с идеей, что хотеть творческую профессию – это вообще-то плохо. И если кого-то постигла такая судьба, то надо к этому относиться как к горю в семье. Но иногда – бывает»
***
творчество - пророчество
– Ну он же фотограф. Он пьет, курит и голых женщин фотографирует.
***
мама, я фотограф. но я не курю и не пью, и не фотографирую голых женщин. мама, я не сплю по ночам, потому что я работаю, верстаю, пишу, редактирую, отбираю.
Карточка №2:
Мой путь:
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………
…………………………………………………«Здесь скоро появится мой план. Если его здесь нет, значит, он зреет в моей голове. Если здесь только маленький кусочек плана, значит, так надо».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: о чем это? сформулируйте идею в 6 словах.
Преподаватель: Ну проведем еще работу над ошибками потом.
***
а какая тут может быть работа над ошибками?