АВТОР (КА)
Все! Пошла вон! Ты не героиня! Убирайся отсюда! Не могу это больше слушать, позорище!
ГЕРОИНЯ
Подождите! Я... Я не всегда молчала. Я... я исправилась потом!
Пошла вон!
АВТОР (КА)
ГЕРОИНЯ
(начинает тараторить)
Нет! Вот! Мне 34 года, я на панельной дискуссии, нет-нет, не на панели, это выражение такое - панель экспертов, дискуссия, я на панельной дискуссии деятелей театра.
Я рассказываю историю, как режиссер ради кадра по-настоящему напугал ребенка с особенностями. В зале все в шоке, атмосфера в комнате падает, но это генерирует дискуссию - все начинают ДУМАТЬ, как бы они поступили.
Вспоминают Тарковского и сожженную корову, начинают решать - смогли бы они сжечь корову ради кадра. Половина спикеров говорят "Нет", половина не готовы дать ответ на этот вопрос, часть из них говорят что-то в духе: "Если бы продюсер настаивал - может и сожгли бы". Я хватаюсь за голову. Один из экспертов - американец - вскакивает и говорит: "Нет, нет! Мы не сжигаем коров! Точка! Мы не сжигаем коров!"
Его спрашивают: "Что же делать? Если кадр... Если нет денег на спецэффекты..." Он говорит: "Ты художник, у тебя импульс показать сгорающую корову, ты этим что-то хочешь выразить. Но ты выбираешь, что делать с импульсом. Ты можешь найти, как иначе выразить ту же мысль!" Не убивая никого, не принося никому боли.
АВТОР (КА)
И что? Пьесу с тобой можно назвать "Что я НЕ сделала прошлым летом"! Ты ж опять в этой истории не сделала ничего! Языком почесала! Героиня, блин! Дайте ей медаль!
ГЕРОИНЯ
Я рассказала, мне было очень стыдно, но я рассказала, и это вызывало дискуссию...
АВТОР (КА)
Переливание из пустого в порожнее...
ГЕРОИНЯ
Мы часто недооцениваем силу слов... Но вспомните: как часто мы носим в сердце - как чьи-то злые слова, так и добрые. Одно слово может изменить чей-то день, а может - мысль... И если истории, прозвучавшие сегодня, натолкнули кого-то на размышление, то по-моему, я уже совершила действие. Да если даже просто - кто-то узнал себя, время, когда он боялся, - значит, он не один. И это тоже важно. Как единственный лайк к непопулярному посту...
АВТОР (КА)
Давайте следующий.
ГЕРОИНЯ, или О СМЕЛОСТИ И СТРАХЕ
Пьеса-исследование
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ГЕРОИНЯ - женщина любого возраста от 18 и старше
АВТОР(КА) - женщина или мужчина любого возраста от 18 и старше
КОММЕНТАРИЙ:
Реплики Авторки написаны с глаголами в женском роде для удобства, но могут быть изменены на глаголы мужского рода в зависимости от кастинга.
Текст историй написан для одной героини, но при желании возможно разложить его на нескольких актрис.
Истории, которые рассказывает Героиня, расписаны, но возможен и вариант, когда будущим зрителям предлагается прислать свою историю на тему "Случай, когда вы хотели что-то сказать или сделать, но не сделали" - и одна из этих историй может быть включена в следующий спектакль как вербатим, каждый раз новая
Варианты ответов в опросах, которые будут предложены зрителям (будут описаны ниже), можно делать новые каждый спектакль, если актрисе, играющей Героиню, захочется больше импровизации
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СЦЕНА ПЕРВАЯ - "ПЕРВЫЙ ШАГ"
Появляется Автор(ка). Обращается к зрителям.
АВТОР (КА)
Я очень давно хочу написать пьесу. Давно хочу. Может, кому-то тут знакомо это чувство - "давно хочу"?
Есть такое состояние... Дальше обычно звучат слова "и ничего не делаю". Но! Сегодня я решила сделать шаг. Обратиться за помощью. К вам. Я ищу героинь. Героев. Кого-то, о ком писать будет интересно. Но выбор - это сложное дело. Да? Нет? Не знаю...
Столько вариантов.
В общем, я решила устроить кастинг. На героиню моей пьесы. И кажется, даже нашла претендентку. Но хочу пригласить вас поучаствовать в отборочной комиссии.
Поэтому - просьба НЕ отключать ваши мобильные телефоны. А наоборот - по кьюаркоду в программке вы можете зайти в чат в Телеграм. Пока претендентка будет рассказывать свою историю, в этом чате будут появляться опросы. И я попрошу вас голосовать: по желанию, разумеется. Но вы мне этим очень поможете оценить потенциальную героиню моей пьесы. Назовем ее... Анна.
Автор(ка) садится в зал. Затемнение.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ - "ГЕРОЙСТВО"
ГЕРОИНЯ
Здравствуйте. Меня зовут... Анна. Интернет говорит, это самое распространенное женское имя в мире. Можно сказать, обыденное. Анна, кстати, на древнееврейском означает "храбрость".
(смеется)
Это не про меня.
У вас было такое когда-нибудь, что вы хотели сказать или сделать что-то, но струсили, не решились... У меня - сотни раз. Потом думаешь, да? Вот я же мог сказать то и то, заступиться за себя или другого, или как-то себя повести иначе, но не повел...
Я трусиха. Поэтому я недостойна быть героиней пьесы. Нет, правда. Не знаю, почему мне предложили. Как будто писать больше не о чем. Столько всего происходит. А хотят писать о человеке без храбрости.
(стоит какое-то время)
Герой ведь обычно - это тот кто что-то делает, а я слишком часто не делала. Думаете, я сейчас буду что-то такое тут совершать? Поступки? Ха! Держите карман шире.
Всю жизнь не совершала, а сейчас прям начну! Только потому, что кто-то решил написать про меня пьесу. Ага. Может, я пойду?
Героиня делает шаг в сторону, как вдруг из полумрака пространства высвечивается стул, словно приглашая ее сесть. Героиня его замечает.
ГЕРОИНЯ (CONT'D)
Ладно. Судите сами. Мне 13 лет. Я иду в гости к подруге, по отдаленному району города, с которым граничит - нет, не другой отдаленный район города. С этим районом граничит... лес.
Я иду от конечной остановки, к крайним домам, с видом на лес, вокруг никого нет, и вдруг на тропинке перед собой вижу очень испуганную женщину. Она стоит и как будто не знает, стоять или бежать, кажется, плачет, а перед ней мужчина.
Я не сразу понимаю, что происходит, он спиной ко мне, но когда я ровняюсь с ними, я вижу, что в руках у мужчины нож. Он смотрит на меня и говорит: "Проходи, проходи", и ножом так помахивает, жест им делает - "Проходи". И я прохожу. Прохожу мимо.
И иду дальше. Молча. Наверно, в шоке. Я не знаю, что делать. Я не знаю, чего он от нее хотел. Кажется, сумку. Я надеюсь, что только сумку.
Я боюсь повернуть обратно и дохожу до подруги. У меня тогда не было мобильного телефона. Провожу вечер у нее и ничего ей не рассказываю.
Я плохо помню этот вечер. Но я точно не рассказала родителям. Мне кажется, мне было стыдно за свою трусость. И свое замешательство. Чувство, которое я испытаю еще не раз.
До сих пор не знаю, что я должна была сделать? Судите сами. Нет, в прямом смысле, вы можете прямо сейчас проголосовать. (достает свой мобильный)
Я увижу тут в чате.
Героиня ждет, пока зрители проголосуют. Варианты в опросе: 1) Трусиха! Кричала бы, бежала и звала полицию
2) Свалила и правильно, с ребенка спроса нет 3) Нечего по задворкам одной шататься. Героиня читает вслух результаты голосования в процентах. Реагирует по ситуации.
ГЕРОИНЯ (CONT'D)
(после реакции на результаты)
Знаете, о чем я до сих пор думаю: эта женщина была совсем одна. И прохожий, пускай и ребенок - но в 13 я кстати выглядела довольно взросло - ей не помог. Никто - ей - не помог.
А ведь это так важно, да? Чтобы кто-то вовремя оказался рядом и хотя бы попытался противостоять злу.
Я иду по двору. Другому двору, в другом городе и даже стране. Но дома там что-то вроде наших "хрущевок". Во дворе играют дети. Ну как "играют" - двое мальчишек отобрали у маленькой девочки пакет с чипсами и перекидываются им, а она, расстроенная, кричит и просит отдать. Я иду к своему подъезду и вижу эту картину.
"Эй! Мальчики, что вы делаете? Это не окей! Вы же видите, что вы обижаете человека! Прекратите немедленно, как вам не стыдно!"
(пауза)
Так, наверное, стоило сказать. Но я не сказала. Я ничего не сказала и пошла в свой подъезд. Строго на них посмотрела, кажется. Вот такой вот максимум вмешательства.
Хотя... вмешательство - интересное понятие, правда? Стоило ли мне вмешаться?
Появляется новый опрос с вариантами: 1) Да 2) Нет 3) Конечно, да, дура ты тупая и трусливая. Героиня ждет, пока зрители проголосуют. Героиня читает вслух результаты голосования в процентах. Реагирует по ситуации.
ГЕРОИНЯ
(после реакции на результаты)
Знаете, у меня есть момент настоящего геройства. Я им горжусь. Мне было 6 лет. И я играла на детской площадке у песочницы. Не знаю, это стыдно в 6 лет играть у песочницы?
Но суть не в этом. Я была одна, меня отпустили погулять под окнами. Этим я тоже очень гордилась. А рядом был другой дом - здание общежития. Казалось, там жили все неблагополучные семьи нашего района, у кого не было квартир. Алкоголики, наркоманы. Там вечно были какие-то драки и скандалы - и в самом этом доме, и рядом.
И вот - играю я у песочницы, как вдруг ко мне подходит мальчик постарше - ему лет 9 наверно было, и он жил в этом общежитии. Он подходит ко мне, и у него в одной руке котенок, совсем маленький, а в другой руке - ножницы. И мальчик говорит: "Я сейчас отрежу котенку хвост".
Я сразу поняла, что это враг. И стала искать оружие. Помню, подошла к дереву, наверное, думала отломить какую-нибудь ветку, но они были толстые... А потом я увидела на земле практически небольшое бревно, довольно тонкое - сломанное молодое деревце, но в общем-то бревно.
Я подняла его и размахивая этим «оружием» пошла на мальчика. Молча, ничего не говоря. Он испугался, выронил котёнка. Я продолжала идти на него, размахивая этим бревном. Но мне было очень страшно. Когда мне показалось, что я отогнала его, я вернулась к песочнице. А мальчик, он подбежал обратно, поднял с земли котенка и убежал с ним к общежитию, ушёл. С ним... и с ножницами.
Такое вот получилось геройство. Я до сих пор думаю об этом котенке. Не знаю, почему я его не подняла. Не убежала с ним? Может быть, мне показалось, что мое дело было сделано: я прогнала врага.
Ну то есть понятно, тогда, в 6 лет я действовала исходя из каких-то природой заложенных данных... Говорят, есть касты, и люди огненной природы - воины, их естественная реакция - сражаться. Я ведь тогда не знала другого мощного оружия - слова. Что если бы я поговорила с этим мальчиком? Если бы кто-то поговорил?
Могло ли это что-то изменить?
(пауза)
Так вот - иду я по двору совсем другой страны, и мальчишки отбирают у девочки чипсы, и я не вмешиваюсь. И знаете, что я думаю после? Я думаю: а может, ей стало бы хуже от моего вмешательства? Как тому котенку? Они бы ее дразнили потом? Я бы их пристыдила, а они бы выместили на ней гнев?
Или это оправдания? И смотря как бы я сформулировала, да? Ну, не дайте мне загоняться в одиночестве, время голосовать.
Снова появляется тот же опрос "Стоило ли мне вмешаться?" с вариантами: 1) Да, 2) Нет 3) Конечно, да, дура ты тупая и трусливая. Героиня ждет, пока зрители проголосуют. Героиня читает вслух результаты голосования в процентах. Реагирует по ситуации.
ГЕРОИНЯ (CONT'D)
(после реакции на результаты)
Я это к чему. Защищать, вмешиваться, праведный гнев... Есть такое качество еще - уметь думать. В том числе к чему размахивание палкой приведет в перспективе.
Мне долгое время - в детстве, подростком - было легче драться физически. Чем что-то кому-то объяснять. Наверное, та самая огненная природа. Только говорят, сейчас наступает так называемая Эра Водолея. А это знак стихии Воздуха - и коммуникаций. Может, слово и есть новое оружие? Нет, зачеркнуть слово "оружие", новая супер-сила новых супер- героев? Хочется в это верить.
(пауза)
А говорить иногда очень страшно, да?
СЦЕНА ПЯТАЯ - "ТОЧКА ПОСЕРЕДИНЕ"
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ - "МАЯТНИК"
ГЕРОИНЯ
Мне 24, я еду в автобусе в Лондоне. Такой, знаете, классический double-decker, в переводе - "двухпалубный", в реальности - двухэтажный. Я на первом этаже, через проход справа от меня сидят две негритянки - молодые матери лет 30. Их малыши - мальчик и девочка лет пяти-шести - на сидениях впереди меня. Они очень маленькие и худенькие, еще и сидят прижавшись друг к другу, и занимают не оба сидения целиком, а как бы чуть больше одного. Рядом с ними по сути есть место.
Автобус останавливается у больницы - большого районного госпиталя. Это вечер, на улице дождливо и темно. На остановке ждут несколько человек, они заходят. Среди них белая женщина лет 50 - хорошо одетая, в дорогом пальто, блондинка. Она выглядит уставшей, она выглядит так, как будто видит, но не видит, где находится. Мыслями она не здесь.
Она замечает место рядом с детьми, на своего рода автопилоте чуть двигает их и садится. Тяжело садится, как человек, которому не здоровится.
Матери начинают кричать. Громко, на весь автобус. Кричат, что она не смеет двигать их детей. Кричат, чтобы она немедленно встала. Женщина пытается что-то сказать, но они продолжают возмущаться. Я невольно замираю внутри.
Женщина встает - очевидно, у нее нет сил говорить и спорить. Она отходит к лестнице на второй этаж автобуса - но не поднимается по ней. Она садится прямо на ступеньки. Мамочки продолжают громко возмущаться между собой, и звучит фраза: "она типичная расистка". Звучит несколько раз.
Я смотрю на эту женщину. Она сидит на ступеньках лестницы чуть поодаль и смотрит в одну точку. Она едет из больницы. Бог знает, что ей пришлось там пережить или какую новость узнать в тот вечер.
Мне хочется подойти к ней, я думаю о том, чтобы уступить ей место. Но я замерла. Я боюсь. Боюсь совершить этот "демарш" на глазах мамочек-негритянок, пройти пол-автобуса и предложить этой женщине руку помощи. Потому что следующей мишенью для атаки буду я - они будут шушукаться про меня, поливать грязью меня и говорить, что я "расистка". Может быть, даже "типичная". Хотя, пожалуй, нет. Для этого мне нужно было быть блондинкой.
И я еду дальше. Молча глядя на эту женщину и слушая полные злобы комментарии мамочек, которые обсуждали ее все оставшееся время пути. И даже сейчас мне страшно рассказывать вам эту историю. Может, вы сейчас думаете, что я расистка?
В английском языке при отборе актеров на роль есть такое понятие - "colour blind casting". Это значит отбор, слепой к цвету кожи, и это считается чем-то хорошим, антиподом расизму, нейтральным взглядом.
Но в этой ситуации в автобусе я, как и все участники, была как раз очень осознанна к цвету кожи. И разве не расизм, что я побоялась сделать то, что должна была, именно из-за цвета кожи участников? То есть если бы все были одной расы, думаю, я бы спокойно подошла к этой женщине, а может даже словесно вступилась бы за нее, руководствуясь только ситуацией человеческой. Может, эта женщина и была неправа, что подвинула чьих-то детей молча. Но ей было плохо. Этого не разглядели за дорогим пальто. Белая женщина, блондинка с высоким доходом, за 50 - конечно, ТИПИЧНАЯ расистка. Разве это само по себе не расизм?
Но этих мамочек нельзя винить.
Сколько было обратных ситуаций - когда людям с не белым цветом кожи нельзя было даже сидеть рядом с белыми в том самом автобусе.
Мне всегда казалось, что мировая история - это маятник. Достижение пика в одной крайности запускает движение маятника в обратную сторону...
После многих лет рабства и унижений людей одной расы - маятник начал движение в другую сторону. Ничего удивительного. Я случайно подслушала такой диалог у метро: молодой и девушка переходили дорогу в центре города, на Невском проспекте. У перехода раздавал рекламные листовки парень-негр. Молодой человек берет листовку, они с девушкой идут дальше, молодой человек поворачивается к ней и говорит: "Почему всегда именно негры сейчас раздают листовки? Это потому, что неграм нельзя отказать?"
"Неграм нельзя отказать".
(улыбается)
Маятник, очевидно, качнулся, и, может быть, это было неизбежно, как революция 17 года.
Ведь движение маятника касается не только расы. Его можно проследить и в отношении к сексуальной ориентации - тюрьма и химическая кастрация когда-то, гей-парады сейчас, в отношении классов - от крепостного права до "власти пролетариата" - что это, как не качания маятника истории?
А истина ведь, наверно, как водится, где-то посередине, где- то в сфере "живи и дай жить другим"? Да? Или нет? Как думаете?
Но правда в том, что это все не важно. Ну то есть важно, но прямо сейчас не так важно как то, что мне просто стыдно. Что я не уступила место. И мотив тому был один-единственный - страх. Что, если я встану, следующим объектом нападок стану я, как сочувствующая расистке. Почему-то расистке, а не человеку, которому физически нездоровится.
А корень суждений той мамочки-негритянки - предрассудки. Они в основе всех рассуждений на тему "других". Женщин и мужчин, простых и интеллигентов... А все-таки мне просто стыдно. Я должна была встать, взять ту женщину за руку и посадить на своё место под испепеляющим взглядом той, другой расистки, которая этого не осознаёт. Потому что такое общечеловеческое чувство, как сочувствие, должно побеждать расовые, да и любые другие предрассудки. Вот во что я верю.
(пауза)
А вы?
(пауза)
Нет, голосовать на эту тему я вам не предложу. Знаете почему? Мне будет страшно, если вы ответите "Нет". За всех нас.
ГЕРОИНЯ
Возможна ли жизнь без крайностей? Ну то есть - сейчас маятник качается, но возможна ли точка равновесия? Если маятник перестанет качаться? Что тогда произойдет? История остановится?
Наступит безвременье? Вечная точка покоя? Рай на Земле? Его предсказывают. Но пока маятник еще качается...
Автор(ка) резко встает со своего места и выходит на сцену.
АВТОР (КА)
И очень хорошо! Хорошо, что качается! В истории он должен качаться! Тогда пульс есть, драйв! Плюс и минус! Иначе о чем писать? Представьте ваш любимый фильм без злодеев? Интересно будет?
ГЕРОИНЯ
(робко пытается спорить)
Если смотреть на злодеев как на тех, кто сам когда-то пострадал, как на механизм адаптации...
АВТОР (КА)
Так, все! Ты достала уже! "Рай на Земле", "точка покоя"... Ты делать что-то будешь или нет? Я героиню ищу, а не кота ученого, который нудит тут и "все ходит по цепи кругом"!
Так, мне кажется, пора голосовать. Уважаемые зрители, настал момент принять решение, прошу Вас ответить на вопрос: Достойна ли Анна быть героиней пьесы?
Появляется опрос "Достойна ли Анна быть героиней пьесы?" с вариантами ответа: 1) Да, 2) Нет. Автор(ка) читает вслух результаты голосования в процентах.
Если большинство зрителей голосуют, что достойна, то актеры переходят к Сцене 6.
Если большинство зрителей голосуют, что недостойна, то Сцена 6 пропускается, и актеры сразу переходят к Сцене 7.
АВТОР (КА)
Кхм... Ну что ж, опрос аудитории показал, что зрители хотят видеть таких героев... боящихся не то что делать что-то - говорить боящихся! Почему?..
Авторка молча смотрит на зрителей, потом уходит со сцены и садится на свое прежнее место в зале.
ГЕРОИНЯ
(через паузу)
Почему мы молчим?
(пауза)
Спасибо за доверие. Мне приятно. Я кстати, не молчу сейчас. Я тут, говорю, Вы голосуете. И это от слова "голос". Я смогла сюда выйти, чтобы прозвучать, но так было не всегда. Как я набралась смелости - об этом позже. Я долго молчала.
Тогда, в момент, когда мальчик подошел ко мне и сказал: "Я сейчас отрежу котенку хвост" и ждал моей реакции - подействовали ли бы там слова? А не палка? Вопрос его психического здоровья, скажете вы. И, конечно, не ответственность шестилетней девочки. Но я ведь никому об этом не рассказала. Я не рассказала родителям. Они может, могли бы что-то сделать. А может нет.
Спустя несколько лет, в нашем районе стали появляться котята с выколотыми глазами.
Еще спустя годы недалеко от тех же домов собачники нашли умирающего бродячего пса. Он был кастрирован неизвестным живодером. Все об этом говорили, но... не говорили. Никто ничего не сделал и никто никуда так и не позвонил. Пес просто лежал и умирал там, на газоне. И я думаю, что это с ним сделал тот самый мальчик.
Почему мы молчим?.. Вопрос психического здоровья, скажете вы. В семье?
В обществе? В стране?
В мире?
Думаю, да. Есть теория дымохода. Я сейчас вам ее расскажу.
Говорят, Ведические писания говорят, что спокойствие - это естественное свойство души. Вместе с радостью. Представляете, как круто? То есть если на душе у человека нет камня в виде не переработанных негативных эмоций и травм - он по идее будет радостный. И спокойный.
А теория дымохода заключается в том, что те самые эмоции мы можем снять, "отдав" их старшему - и по Ведам эта иерархия очень понятна. Ребенок, разбивший коленку, или ребенок постарше с разбитым сердцем - отдает боль родителям или другим старшим взрослым, которые могут его утешить. Жена может поделиться своей болью с мужем. Муж - со священником. Или наставником, или гуру, или психотерапевтом. Ну тут как получится. Муж или жена, работающие у кого-то в найме - младшие по отношению к начальнику. Он обязан выдерживать их эмоции. Начальник компании имеет "старших" в виде госорганов, ну и так далее.
"Дым" негативных эмоций уходит вверх, как по дымоходу, и люди естественным образом возвращаются в состояние покоя и радости.
Но что происходит, когда принцип дымохода нарушается? Возьмем абстрактное, выдуманное общество, в котором, например, все начальники - тираны, и им нельзя давать обратную связь. Или где нельзя критиковать госорганы. Где на том или ином уровне дымоход оказывается перекрыт. Что будет, если в реальной жизни перекрыть дымоход? Правильно, дым повалит в комнату. В эмоциональной жизни так же.
И вот уже мужчина затыкает женщину, которая пытается рассказать ему о тяжелом дне, потому что начальник-тиран вынес ему весь мозг, хотя должен быть "старшим", женщина орет на ребенка - "дым" валит в комнату.
Героиня молчит какое-то время. Смотрит в зал.
ГЕРОИНЯ (CONT'D)
Тот мальчик был конечно психически не совсем здоров, вероятно, травмирован. Я помню еще одного ребенка с травмой. Свидетелем которой стала я. Я, боявшаяся говорить. Огонь героиня пьесы, да? Человек, боявшийся говорить.
Я вам расскажу. Хотя вот это ооочень стыдно.
(пауза)
Мне 22 года и я работаю в съемочной группе сериала. Дешевого сериала про очередные расследования. В одной из сцен должен быть ребенок. По сюжету ему страшно. Ему не нужно ничего говорить, нужно сыграть, что ему страшно.
В день съемки бригадир массовки приводит ребенка на роль - и это оказывается ребенок с особенностями. Он не может сыграть страх, он вообще не очень понимает, что происходит. А режиссеру нужен кадр страха. У режиссера есть несколько опций, одна из них - сказать, что ребенка снимать невозможно и просить снимать сцену в другой день. Но это дополнительные деньги. Продюсер будет орать. Никто не хочет, чтобы продюсер орал.
Тогда режиссер просит родителей ребенка уйти. Он остается с ребенком наедине в комнате и через открытую дверь я вижу, как он говорит ребенку, что его родители больше никогда не придут. Ребенок пугается. Он верит. Ребенка сажают на руки актеру и снимают кадр страха. Документальный кадр реального страха пятилетнего ребенка. Родители возвращаются к нему. Его уносят.
Героиня молчит какое-то время. Выходит Авторка.
В небольшом луче света появляется Героиня.
На сцене вокруг нее полумрак. Она осматривается, будто первый раз оказалась в этом пространстве. Смотрит в зал.